Алкогольные киносцены формируют питейные привычки подростков


[реклама вместо картинки]
В их пьянстве виноват Голливуд?


Дети и подростки, усиленно внимающие кинофильмам, в которых есть сцены распития спиртного, начинают пить в два раза чаще тех, кто редко интересуется подобными лентами. Вывод сделан на основе результатов исследования более 6 500 американцев 10–14 лет.

Испытуемые регулярно в течение двух с лишним лет отвечали на вопросы о количестве потребляемого ими алкоголя и о факторах, которые могли потенциально на это повлиять. В числе их — просмотр фильмов, домашнее окружение, поведение сверстников, личное непослушание. Специалисты же, в частности, спрашивали о том, какие фильмы смотрели участники, предложив им список из 50 кинолент, выбранных в случайном порядке и входящих в сотню хитов американского проката за каждый год из пяти предыдущих, и из 32 фильмов, собравших более $15 млн за первый квартал 2003 года (когда проводился первый из опросов).

В каждой из 532 картин было подсчитано количество секунд, на протяжении которых на экране демонстрировалось использование алкоголя, включая продакт-плейсмент.

Результаты показали, что при просмотре кинолент подростки наблюдали присутствие спиртного в общей сложности от 4,5 до 8 часов. Каждый десятый опрошенный (11%) поведал, что имеет какой-нибудь предмет (вроде футболки или кепки) с названием пива, вина или крепкого алкоголя. Почти каждый четвёртый (23%) сообщил, что его родители пили дома как минимум раз в неделю, а 29% заявили, что могли воспользоваться спиртным, хранящимся дома.

Через два года пропорция тинейджеров, начавших прикладываться к бутылке, более чем удвоилась, увеличившись с 11 до 25%, а доля среди них пьяниц (выпивавших подряд по пять и более порций спиртного) утроилась (с 4 до 13%).

Два фактора — пьющие на виду у семьи родители и доступность алкоголя дома — провоцировали подростков, но не были связаны с прогрессированием алкоголизма. А вот наблюдение алкогольных сцен в кино, обладание предметами с алкогольными брендами, наличие пьющих друзей и непослушание оценены исследователями как связанные и с зарождением тяги к спиртному, и с дальнейшим развитием алкоголизма.

Приняв во внимание факторы, влияющие на результаты, эксперты установили, что подростки, смотревшие большинство фильмов с алкосценами, начинали пить в два раза чаще тех, кто видел минимум таких картин. Кроме того, тинейджеры из первой группы на 63% чаще становились настоящими пьяницами.

Заметим, что в американской кинопродукции запрещён продакт-плейсмент сигарет, но не алкоголя. В половине голливудских кинолент демонстрируется как минимум один алкогольный бренд, вне зависимости от рейтинга фильма. Эксперты отмечают, что Голливуд несёт ответственность за «алкоголизацию» населения по всему миру в целом и за «питьевое» поведение подростков в частности.

Результаты исследования опубликованы в издании British Medical Journal.

Подготовлено по материалам Medical Xpress.


Автор: Эльвира Кошкина
Источник:  compulenta.ru